За 11 лет работы мы пережили ряд расставаний с клиентами. Какие-то были болезненными, какие-то обоюдно-нейтральными. Самыми нелогичными оказывались разрывы, когда клиент уходил с поискового продвижения спустя месяц.
Мы выделили пять причин, по которым вы, дорогие клиенты, уходите чаще всего. Если вы сейчас находитесь на старте сотрудничества с SEO-подрядчиком, но уже имеете некое недовольство и подумываете о поиске другого — остановитесь! И почитайте наши мысли по этому поводу.
Не все понимают разницу между контекстной рекламой и SEO и думают, что оба инструмента работают быстро и гибко. Или просто хотят быть «выше всех» в поисковой выдаче, но не знают, что для этого нужно много времени и труда.
Важно еще до начала сотрудничества с агентством или фрилансером четко обговорить, какие цели вы преследуете и чего ждете от сотрудничества. Если хотите быстрых результатов или не хотите менять что-то на сайте, то SEO вам не подойдет.
Первые результаты от продвижения появятся спустя 2-3 месяца интенсивной работы над сайтом, зато этот результат будет долгим и стабильным. И, в отличие от контекстной рекламы, вложенные в SEO средства начнут окупаться, не сразу, а тоже, спустя несколько месяцев.
В первые месяцы проводят большую часть «внутренних» и «невидимых» работ: технический аудит, прорабатывают семантическое ядро, оптимизируют мета-теги и тексты. Эти работы почти никак не проявляются вовне, поэтому вам может показаться, что специалист ничего не делает, лишь прикрывается непонятными терминами в отчете. Делает-делает.
Не все подрядчики рассказывают про техническую часть работ, преследуя благородную цель — не перегружать ваш мозг. Если подозреваете специалиста в безделии, попросите объяснить, что делают с вашим сайтом, зачем нужны те или иные правки, какой эффект они могут дать.
Кто-то обещал, что за месяц выведет высокочастотные запросы для вашего сайта в топ и/или увеличит трафик в два раза? Предложение заманчивое, но должно вас насторожить.
Почему это невозможно? Давайте разберемся: рассмотрим каждый этап и посчитаем минимальное время выполнения работ.
Качественный технический аудит сайта и исправление технических ошибок займут минимум один день.
Аудит конкурентов, составление контент-плана, плана по наращиванию ссылочной массы тоже займут минимум один день.
На написание, оптимизацию и согласование текстов уйдет минимум неделя. В некоторых случаях нужно заложить время на поиск хорошего копирайтера, разбирающегося в тематике.
На переиндексацию и учет новых правок в ранжировании тоже требуется примерно неделя.
После описанных выше работ, как правило, начинают заходить в топ низкочастотные запросы. Для среднечастотных и высокочастотных нужно проанализировать как внесенные правки отразились на позициях сайта и скорректировать их.
Также нужна комплексная работа над сайтом по многим другим направлениям (коммерческие факторы, перелинковка, структура, юзабилити и прочее), на которую нужно заложить, как минимум, месяц.
Если на сайте более тысячи страниц, то на его полный переобход (переиндексацию сайта, в результате которой обновятся сохраненные копии страниц) поисковыми системами нужно время (минимум — пару недель), и, даже добавление страниц на переобход в «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console не смогут значительно это ускорить.
Поэтому, если вам обещают все и сразу, стоит задуматься, какими методами это будет достигаться. Не попадет ли ваш сайт после такого продвижения под санкции, выход из-под которых потребует больше времени и денег, чем само продвижение. Например, за накрутку поведенческих факторов (совокупности действий посетителей сайта) ваш сайт резко потеряет позиции или вовсе перестанет показываться в выдаче. Выйти из под санкции получится не ранее, чем через 6 месяцев.
Другое агентство/фрилансер предложило вам продвигаться за 10 тысяч рублей, когда остальные хотели не менее 20 тысяч?
Давайте разбираться. Для продвижения небольшого услугового сайта на 100 страниц нужны следующие специалисты:
SEO-специалист;
копирайтер;
менеджер проекта;
веб-технолог/разработчик/программист/верстальщик.
Каждому из них нужно тратить не менее 5 часов в месяц, чтобы получить результат. Добавьте сюда периодическую работу дизайнера, расходы на платные сервисы, которые специалисты используют в работе, расходы на статьи на внешних ресурсах, если такие заказывают.
Если цена значительно ниже средней по рынку, то скорее всего, на ваш сайт либо не будут тратить достаточно времени, либо над ним будут работать новички. Любая из этих «экономий» скажется на результате продвижения. В лучшем случае, видимость сайта останется без изменений, в худшем — попадете под фильтр поисковых систем, в результате чего сайт могут понизить в выдаче или совсем его исключить.
Вам кажется, что вашему сайту не уделяют достаточно внимания и тратят на него мало времени, хотя по ежемесячному отчету все вроде бы хорошо. Вы просите специалистов предоставить почасовой отчет о проделанных работах, подробное описание каждой правки, отчет о трудозатратах на каждую внесенную правку с подробными комментариями и прочее.
Такие запросы займут кучу времени у специалиста, и, вместо того, чтобы тратить время на улучшение вашего сайта, он будет делать дополнительные отчеты. В итоге получится замкнутый круг, который, в итоге, не приведет ни к чему хорошему.
Рекомендация тут может быть одна: если по отчету все — ок, но у вас нет доверия к специалисту, меняйте его, не мучайте друг друга. Ищите того, к кому будет «душа лежать».
Часто бывает, что ваши ожидания по объему работ, которые входят в продвижение, не оправдываются. Вы надеялись, что редизайн сайта будет входить в стоимость работ, а за него просят дополнительную плату. Конечно, ситуация не самая приятная, но решаемая.
Чтобы не возникало таких конфликтов в процессе работы, нужно до заключения договора выяснить что входит в стоимость продвижения. У каждого агентства или фрилансера есть свои представления об изменениях на сайте, за которые нужно доплачивать, а за какие — нет. Универсального списка работ нет ни у кого, так как работы зависят от множества факторов.
Например, одному клиенту мы можем перенести сайт на другую CMS в рамках бюджета на продвижение, а другому — только за дополнительную плату. Потому что в первом случае мы потратим на это около 5 часов: на сайте ничего не меняется, перенос простой с технической точки зрения, а во втором — около 40: меняется структура сайта, урлы и прочее.
Определитесь, какие цели вы преследуете: SEO подойдет вам только если вы готовы ждать и работать над сайтом. Результат появится через месяцы работы, но он будет долгим и стабильным.
Обращайте внимание на план работ и отчеты. Вам должны объяснять, что и зачем делают на вашем сайте.
Если обещают хорошие результаты через 1-2 месяца — задумайтесь какими путями это будет достигаться. Обратитесь к нескольким специалистам для подтверждения или опровержения данных обещаний.
Если предлагают продвижение по цене значительно ниже, чем у конкурентов — выясните за счет чего возможно такое снижение. Работать в минус никто не будет, однозначно будут на чем-то экономить.
Если у вас нет доверия к специалисту, не смотря на нормальную отчетность, — меняйте его, ищите того, с кем вам будет комфортно работать.
До заключения договора выясните, какие правки реализуются в рамках бюджета на продвижение, а какие — за дополнительную плату, чтобы не строить завышенных ожиданий.
Не стесняйтесь рассказать в комментариях, по каким причинам вы расставались с подрядчиками.